Архимандрит Кирилл

В 2022 году исполняется 125 лет со дня смерти и 180 лет рукоположения в священника Архимандрита Кирилла (17 марта 1815 — 29 января 1897), настоятеля Спасо-Преображенского монастыря (1880 — 1897) — инока, врача, пастыря, благотворителя, духовного писателя.

К сожалению, в архивах пока не найдено ни одной личной фотографии архимандрита.  Но сохранилось немало свидетельств самоотреченного служения отца Кирилла,  особенного внимания к нему епархиальных преосвященных, а также любви и уважения жителей Пензы и Пензенской епархии.

 

Юношеские годы

Сын протоиерея города Скопина, Платон Николаевич Щеглов (мирское имя, отчество, фамилия о. Кирилла) родился 17 марта 1815 года. По окончании духовного училища, перешел для дальнейшего образования в Рязанскую духовную семинарию, но из философского класса вышел и поступил в университет на медицинский факультет.

К этому склонил его дядя, знаменитый придворный доктор Босяцкий. Он с юных лет начал обучать племянника медицинским наукам, особенно анатомии, и с этой целью часто водил его в госпиталь. Во время своего обучения в училище и семинарии Платон не оставлял медицинских занятий и под руководством дяди так ознакомился с медициной, что поступил в университет отлично подготовленным.

Решившись перейти из семинарии в университет, Платон Николаевич, конечно, имел в виду по окончании курса быть врачом. Но Богу угодно было, чтобы он был не только телесным врачом, а и духовным. Всего месяца за два до окончания уже 4-го курса в университете отец его умер, и по неотступной просьбе матери юноша оставил университет, чтобы поступить на священническое место.

С этой целью он отправляется в Рязань к Преосвященному Архиепископу Гавриилу. По требованию последнего и на основании действовавшего в то время указа Св. Синода, вновь поступает в семинарию для окончания курса в богословском классе.

По выходе из семинарии, Платон Николаевич женился и 19 марта 1842 года был рукоположен в священника к церкви женского Покровского монастыря в г. Михайлове, Рязанской епархии.

 

 

Потеря семьи и уход в монашество

В 1844 году перемещен в с. Лозино, где, будучи приходским священником, состоял в то же время духовником окружного духовенства и занимался обучением крестьянских детей в своем доме. В 1854 году перешел в г. Скопин на место отца. Здесь служил до 1864 года; был депутатом, а потом присутствующим в Духовном Правлении.

За время 22-летнего служения мирским священником отец Платон перенес два больших семейных несчастия.

Через год после брака у него родилась дочь, но едва встала родильница с постели, как 2 февраля ночью, при сильном морозе, вспыхнул страшный пожар в соседнем доме. О. Платон и его супруга с новорожденным вышли почти в одном белье и простудились так сильно, что он получил горячку, а жена воспаление легких. По выздоровлении о. Платон своим лечением поддерживал жену около 10 месяцев, но она скончалась, оставив ему на попечение дочь меньше года.

С того времени о. Платон видел все свое земное утешение в любимой дочери и, не жалея никаких средств, дал ей отличное воспитание и образование. Но дочь его умерла в самом цветущем возрасте, в 18 лет.

После этого несчастья жизнь в миру для о. Платона стала невыносимым бременем, и в 1864 году он поступил в московский Симонов монастырь, «где нашел для своей измученной души такое облегчение, что плакал от радости».

В 1866 году, 8 июля отец Платон был пострижен в монашество с именем Кирилла, а 15 июля того же года определен наместником Воскресенского монастыря, где не раз исправлял должность настоятеля.

В 1870 году, когда бывший настоятелем Воскресенского монастыря Преосвященный епископ Петр получил назначение на самостоятельную Уфимскую кафедру, о. Кирилл, по просьбе Преосвященного, также перемещен был в Уфу и определен настоятелем тамошнего мужского монастыря.

2 февраля 1871 года иеромонах Кирилл был возведен в сан игумена, а 9 мая 1875 года — в сан архимандрита; в 1877 году назначен был благочинным всех монастырей Уфимской епархии и членом духовной консистории.

Он оставил уфимцам уникальную комбинацию лечебных трав — так называемый «кирилловский набор». Этот травяной сбор помогал уфимцам излечиваться от гриппа и простудных заболеваний в течение двух-трёх дней без вмешательства врача.

 

 

Служение  в Пензенской епархии

7 февраля 1880 года, по ходатайству Пензенского преосвященного Григория, архимандрит Кирилл был определен настоятелем Пензенского Преображенского монастыря, которым управлял с честию и достоинством 17 лет, состоя в то же время благочинным 3 мужских и 6 женских обителей Пензенской епархии.

Деятельность о. Кирилла была весьма разнообразна и плодотворна. По приезде в Пензу он учредил при монастыре школу, вроде причетнического класса, где он сам обучал послушников. И многие из них, выдержав экзамен, получали псаломщицкие места. Этой школе архимандрит Кирилл посвящал много времени.

Епархиальное начальство ценило его труды по школе и не раз выражало ему свою признательность «за хорошее приготовление послушников к церковнослужению».

Он постоянно пользовался особенным вниманием епархиальных преосвященных, а также любовью и уважением жителей Пензы и Пензенской епархии. Пятидесятилетнее его служение в священном сане, исполнившееся 17 марта 1892 года и праздновавшееся весьма торжественно, послужило наглядным доказательством того расположения, каким пользовался о. Кирилл.

Приветствие Архимандриту Кириллу, настоятелю Пензенского Преображенского монастыря, в день пятидесятилетнего юбилея его священства 19 марта 1892 года, сказанное Преосвященнейшим Епископом Митрофаном

«Приветствую Вас, досточтимый о. Архимандрит, с важным и знаменательным не только для Вас, а и для епархии, днем пятидесятилетия служения Вашего в священном сане. Не прошло еще и двух лет моего служения в Пензенской епархии, а вот Господь уже 2-й раз дает мне утешение чествовать в лице Вашем священнослужителя, целых 50 лет непостыдно и достойно прослужившего Церкви Божией…

… Вера, кротость, воздержание, любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, составляющие, по Апостолу, плод истинного духовного возрастания (Гал. 5, 22— 23) и жизни по духу, а не по плоти, воочию всех нас проявлялись и проявляются в большей или меньшей степени не только в личной жизни и деятельности досточтимого юбиляра, но ясно и действенно выражались и выражаются и в его служении общественно-пастырском: усердием и ревностию к службе, добротою и бескорыстием, кротостию и смирением в обращении с другими и пр…

… Добрые пастыри это — твердые столпы, которыми стоит и держится священство, это — то малое по числу стадо, но котором у Господь благоизволил дать царство, то есть, силу и власть над другими, это — те избранники, о которых Апостол говорит: что они во всем представляются себе яко божии слуги: «в разум, благости, в любви нелицем ерне, в словеси истины, яко незнаем и познаваем и, то есть, как будто и неизвестны, а знаются всеми, яко нищи, а многи богатяще, яко ничтоже имуще, а вся содержаще» (2 Кор. 6 гл. 4–11 ст.).

Но в лице Вашем, досточтимый о. Архимандрит, мы чествуем не только достойного иерея Божия и доброго пастыря Христова стада, а и также достойного инока и руководителя иноков и инокинь. Прослужив более 20-ти лет мирским пастырем, Вы около 30-ти лет уже восприяли и со смирением и терпением, достойными почитания, несете обеты и труды инока. По устроению и указанию Божию, конечно, Вам дан жребий этого труднейшего служения.

… Наконец, в лице Вашем, досточтимый отец Архимандрит, мы имеем еще основание и утешение чествовать не только достойного пастыря и инока, но и также достойного, скромного, но многополезного общественного благотворителя и деятеля. Не нарушая Вашей евангельской скромности, по которой Вы много добра творили и творите так, что даже Ваша шуйца не знает, что творит десница Ваша, мы имеем право, если не с гордостию мирского, то с христианским утешением указать, в сей знаменательный день Вашей жизни, на то служение Ваше больному и страждущему человечеству, которое всем ведомо.

Господь дал Вам дар разумения человеческих болезней и страданий и путем изучения и опыта приобретенное знание средств излечения и облегчения их. И Вы, как истинно христианский врач, памятуя слово Спасителя: «болящие исцеляйте.., туне приясте, туне дадите» (Матф. 10, 8) не щадили и не щадите ни своих сил, ни своих средств, чтобы помогать страждущим и облегчать их страдания: так что ваша келия есть более приемная врача, чем келия инока.

И сколько больных излеченных и облегченных Вами благословляют Ваше имя! Какое прекрасное и благоплодное единение в Вашем одном лице врача духовного и врача телесного. Как это желательно, и как не благодарить за это Господа, Врача душ и телес!»

 

Многосложные обязанности по должности настоятеля и благочинного монастырей исполнялись им весьма ревностно; частые богослужения совершались им с великим благоговением и строгим соблюдением церковного устава.

Приветствие Архимандриту Кириллу от игумении Рахили с сестрами Пензенского женского монастыря.

Ваше Высокопреподобие! Позвольте и мне, в числе других, приветствовать Вас с желанным днем Вашего юбилея, с усерднейшею просьбою принять этот привет, как радостное выражение чувств глубочайшего в Вам уважения всех сестер нашей обители.

Вы являлись пред нами всегда в образе высоких духовно-нравственных качестве, во все 12-ть лет Вашего над нами блюстительства Вы непрестанно светили нам светом живой веры, были мудрым советником в затруднениях нашего быта, опытным руководителем в недоумениях духовной жизни, примером трудолюбия и всякого благочестия и сверх всего безмездным врачем телесных недугов.

Приятно вспомнить, к чести Вашего имени, и то вдохновляющее одушевление, коим вы каждый раз бывали проникаемы при совершении монашеских пострижений в нашей обители: каждое слово, каждая молитва, каждое наставление произносились из уст Ваших с такою выразительною силою, что все многолюдное собрание молящихся, без различия звания, трогалось чувствами умиления до глубины души и проливало обильные слезы. Никогда не забудем ни мы, ни все, видевшие Вас при совершении этого трогательного обряда, с какою потрясающею силою Вы воздействовали тогда на всех своим обаятельным произношением и назидательно-величественными действиями.

Приятно вспоминая все Ваши пятидесятилетние заслуги и труды на разных духовных поприщах, я с сестрами нашей обители сердечно радуемся сему знаменательному событию Вашей драгоценной жизни, и принося Вам поздравление с исполнением периода службы, весьма немногим достающегося в уделе, смиренно просим Господа, да продлит Он еще на много лет многополезную и высоконазидательную жизнь Вашу, чтоб еще долго мы видели Вас светильником обителей, горящим и светящим, и продолжали радостно утешаться Вашим живым примером богоугодной жизни…

 

Большую известность о. Кирилл приобрел своими медицинскими познаниями. Несмотря на множество обязанностей и преклонный возраст, он охотно и во всякое время, принимал обращавшихся к нему за помощью. Безвозмездно он давал советы и назначал лекарства, приносившие многим существенную пользу в таких болезнях, которые, по мнению врачей, считались неизлечимыми.

К нему нередко обращались люди иного вероисповедания, веря не только в силу его медицинских знаний, но и в действительность его молитв перед Богом. Многие больные были обязаны ему своим выздоровлением.

 

Приветствие Архимандриту Кириллу от Пензенского градского духовенства в лице благочинного священника А. И. Ястребова.

Ваше Высокопреподобие, Высокочтимый о. Архимандрит Кирилл! Сегодня исполнилось ровно 50 лет Вашего многополезного служения в священном сане. В этот знаменательный день Вашей жизни Пензенское градское духовенство, питая к Вам чувство глубокой любви и уважения, единым сердцем и едиными устами желает сказать Вам свое задушевное слово благодарности.

В стенах Вашей монашеской кельи в 12-ти-летнее пребывание Ваше в Пензе оно находило и радушный прием приветливого хозяина, а в час недоумений и доброе слово старца-советника, умудренного опытом жизни; нужда и горе наших бедных вдов и сирот в Вашем добром христиански-отзывчивом сердце находили не только одно сочувствие, но и действительную материальную помощь. А сколько слез отерли Вы страждущим разными телесными недугами, так это одному Богу только известно!

Впрочем, и мы — живые свидетели, необинуясь, можем сказать, что многие и весьма многие, благодаря Вашим советам и врачебной помощи, живут в здравии доселе и возносят теплую молитву к небесному Врачу душ и телес о Вашем здравии и благополучии…

 

Независимо от медицинской помощи, о. Кирилл тайно и явно помогал многим материальными средствами.

Пензенские Епархиальные ведомости 1892год: «При Пензенскомъ мужскомъ Преображенскомъ монастырѣ принято на житье и полное содержаніе 4 мальчика сироты и выдавалось хлѣба по 1/2 фунта — на 30 человѣкъ и обѣдало до 10 человѣкъ; съ марта положено выдавать на 50 человѣкъ по 1/2 фунта хлѣба».

На его счет воспитывалось в епархиальном училище несколько сирот, получивших, благодаря его помощи, возможность закончить свое воспитание и образование. В Казанской богадельне много сиротствующих семейств, которых о. Кирилл не оставлял своею постоянною и временною помощью (особенно перед праздниками Рождества Христова и Св. Пасхи).

От Совета женского Епархиального училища в лице председателя протоиерея Ф. А. Быстрова.

Ваше Высокопреподобие, Высокочтимый о. Архимандрит Кирилл! Совет Пензенского женского Епархиального училища, по поводу совершившегося в настоящий день пятидесятилетия служения Вашего в священном сане, не мог не вспомнить о Вашем христианском сочувствии к образованию сирот — дочерей священнослужителей в Епархиальном женском училище.

Три сироты,— теперь или жены священников, или учительницы в сельских школах,— получили образование в нашем Епархиальном женском училище единственно на Ваши личные денежные средства, потому что иных средств не было. С молитвами к Господу, с чувствами любви и благодарности вспоминают настоящия и бывшие воспитанницы Ваше, досточтимый о. Архимандрит, имя.

С любовию же и благодарностию вспоминает Вас в своих молитвах, как отца и благодетеля сирот, и духовенство Пензенской епархии, о чем свидетельствуют неоднократные постановления епархиальных съездов…

 

Он был Действительным членом Пензенского отдела Императорского Православного Палестинского общества, интересовался историческим прошлым своей обители и написал подробные примечания к найденной рукописи Спасо-Преображенского монастыря.

 

Как человек высокой нравственности, умудренный опытом, о. Кирилл был весьма полезным советником в различных житейских делах.

Владея острым умом и обширною памятью, он был душою общества, с большим интересом и назидательностью передавал многие факты из собственной жизни и из жизни выдающихся людей, оставляя сильное впечатление в душе тех, кому приходилось слышать его беседу.

 

Епархиальное Начальство достойно ценило его деятельность. Архимандрит Кирилл имел высшие ордена: св. Анны 2-й степени и св. Владимира 4-й и 3-й степени.

Последний орден Высочайше пожалован ему 28 марта 1892 года, за 50-летнюю отлично-усердную службу в священном сане.

«Государь Императоръ, по всеподданнѣйшему докладу Г. Синодальнаго Оберъ-Прокурора, согласно опредѣленію Святѣйшаго Синода, Всемилостивѣйше соизволилъ, въ 28 день минувшаго марта, на сопричисленіе настоятеля Пензенскаго Спасо-Преображенскаго мужескаго монастыря Архимандрита Кирилла къ ордену св. Владиміра 3 ст.»

 

 

Последние годы

Как монах, о. Кирилл никакими неприятностями не огорчался и все испытания переносил безропотно. В последние два года своей жизни отец Кирилл чувствовал ослабление сил и говорил, что час его кончины близок. 29 января его не стало.

Кончина его была безболезненная и тихая. К ней он приготовлялся постоянно приобщением Св. Таин Христовых и непрестанною молитвою. Года за два до смерти он изготовил для себя простой сосновый гроб и место для своей могилы.

Весть о его смерти быстро облетела весь город, вызывая общее сожаление о потере этого, во многих отношениях замечательного, человека. На панихидах, совершавшихся у гроба почившего несколько раз в день, присутствовало множество народа.

Вынос тела в Вифлеемскую церковь состоялся 31 января. В субботу, 1 февраля, в 9 часов утра, Преосвященнейшим Епископом Павлом была совершена божественная литургия. Во время литургии и отпевания пели два хора: архиерейский и монастырский.

Могила Архимандрита Кирилла, предположительно, находится вблизи алтаря Вифлеемской церкви, построенной М. М. Киселевой на территории Спасо-Преображенского монастыря.

 

Пензенские епархиальные ведомости об Архимандрите Кирилле

«На святой православной Руси, благодарение Богу, немало доблестных пастырей, отличающихся разумным, ревностным и многополезным служением Церкви, украшающихся примерно-христианскою жизнию, но редко встречается пастырь, который бы, подобно отцу Архимандриту, представлял в своем лице прекрасное и благоплодное единение врача духовного и врача телесного.

Отец Архимандрит твердо помнит и проводит в своей жизни и деятельности то истинно-христианское убеждение, что каждый из нас, если не хочет уподобиться евангельскому рабу, скрывшему свой талант в землю, должен своими дарованиями, знаниями и опытами пользоваться не для себя одного и не для близких только лиц, а вообще для всех людей, без различия звания, состояния, направления, даже вероисповедания; всем должен помогать и служить, конечно, на благо, на одно только благо.

Во имя этого убеждения, отец Архимандрит, обладая обширными сведениями по медицине и проверив эти сведения на многолетней практике, положительно никому не отказывает во врачебной помощи. Едва ли не каждодневно по утрам и вечерам в его келии можно встретить большую или меньшую группу пациентов, мужчин и женщин, разных возрастов, разных званий и из разных местностей, не исключая далекой глухой деревни, так что келия отца Кирилла, есть более приемная врача, чем келия инока.

В Уфе очень часто обращались к нему даже иноверцы, особенно татары, составляющие преобладающий элемент населения Уфимской губернии. Такая популярность отца Архимандрита, как врача, такая масса людей, обращающихся к нему в болезненных случаях, красноречиво свидетельствуют, насколько успешно облегчает и излечивает он человеческие недуги.

Нужно ли говорить, что отец Архимандрит подает врачебные советы, пишет рецепты для больных совершенно безвозмездно? Но он нередко самые лекарства составляет сам в своей домашней аптеке и дает их больным без всякой платы. Так поступал о. Кирилл и до монашества, по завету своего родителя и дяди, который, испытав в молодости много горя и лишений, был весьма отзывчив к человеческим бедствиям и лечил всех больных даром».

 

Автор: прихожанка храма Вознесения Господня Людмила Екимова 

Комментирование запрещено